— Владимир Васильевич, ваше предприятие объединяет две железные дороги — Луганскую и Донецкую. Для чего это делается? Есть планы создать единую магистраль?
— Компания создана, чтобы упростить логистику между республиками. Что касается второго вопроса, то правительством РФ как раз принято решение в течение ближайшего месяца объединить железные дороги ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в одну. Предварительное её название — «Железные дороги Новороссии».
— Что даст это объединение?
— Поможет выстроить единую логистику во всех четырёх новых субъектах. Создать единый парк вагонов, локомотивов, системы автоматизации, информатизации, управления процессом перевозок. Для примера: когда создавались железные дороги в царской России, они принадлежали разным предпринимателям, инвесторам. В итоге по пути следования приходилось стучаться в десять ворот: доезжая до границы одной, оформлять новый документ и так далее. В конце XIX века государство выкупило их все и создало единую компанию. Мы делаем то же самое. Первый шаг — создание федерального унитарного предприятия. Вторым видим вхождение в состав ОАО «РЖД».
— Как обстоит сегодня дело с грузовым сообщением?
— В республиках множество производств — металлургические комбинаты, угольные шахты, коксохимы. Соответственно, все перевозки осуществляются по железной дороге. Работа ведётся круглосуточно. Из большой России к нам поступают руда, некоторые марки угля, соль, строительные материалы и десятки других наименований сырья и продукции.
— А с пассажирским как? Насколько оно востребовано?
— В обеих республиках курсирует более 30 пригородных поездов. Среди них — Ясиноватая — Дебальцево, Луганск — Дебальцево, Торез — Иловайск, Мариуполь — Волноваха. Пассажирский поезд Макеевка — Луганск. Востребованность, учитывая военные действия, низкая. Но люди пользуются. К примеру, вчера утром из Волновахи в Мариуполь у нас отправились 62 пассажира, из Мариуполя в Волноваху в этот же час — 31. Вечерним рейсом — 27 и 55 соответственно.
— Тут ещё и имиджевый момент — мы продолжаем работать и жить.
— Да, несомненно.
— А как насчёт сообщения с Ростовом, Москвой, Петербургом?
— Технически мы готовы, регламенты давно отработаны. Спасибо руководству республики, коллегам. Но опять же — слишком опасно, украинская сторона может воспользоваться таким знаковым событием и нанести ракетные удары. Такие прецеденты, связанные с нашей отраслью, уже были. Поэтому пуск долгожданных рейсов возможен как минимум при отодвигании фронта на 50 км от железнодорожных линий, как максимум — при освобождении всей Донецкой народной республики.
— Что это могут быть за маршруты?
— Макеевка — Ростов-на-Дону. Макеевка — через Дебальцево, Луганск, Счастье, Старобельск — на Валуйки Белгородской области и далее в сторону столиц. Прорабатывается и короткий маршрут в Крым: Донецк — Волноваха — Мелитополь и затем на полуостров. Но, повторюсь, пока это невозможно из-за прохождения магистрали на некоторых участках вдоль линии соприкосновения, как в районе той же Авдеевки или Еленовки.
— Что скажете о тарифах?
— Грузовые ниже общероссийских в 2,5 раза. Мы выступаем сейчас с инициативой, чтобы поднять их и соответственно повысить зарплату сотрудникам. Средняя зарплата на Донецкой железной дороге — 24 тыс. рублей, это мало даже по донбасским меркам. Аналогичная ситуация с пассажирскими тарифами. Проезд из Мариуполя до Волновахи стоит 27 рублей, из Макеевки до Луганска — 143 рубля в купейном вагоне. Здесь тоже ожидается поэтапное повышение. По плану на общероссийский уровень мы должны выйти к 1 января 2025 года.
Увы, происходит старение штата. Притока молодой крови практически нет. Тем более многие наши сотрудники мобилизованы. Сегодня это ключевая проблема отрасли.
— Как идёт восстановление железнодорожной инфраструктуры? В этом участвуют ваши коллеги из других регионов России?
— Оказывают большую помощь, за что им огромное спасибо. В прошлом году в ДНР восстановлено 40 км аварийного пути, столько же в ЛНР. Ремонтируются контактная сеть, подстанции, линии продольной связи. В Донецке и Луганске появились новые российские тепловозы, электровозы, мотрисы. В нынешнем году программа восстановления снова была расширена.
— Что будет с железнодорожными вокзалами, которые разрушены в большинстве прифронтовых городов?
— Утверждена программа их реконструкции. На повестке сейчас Мариуполь, вокзал которого должен стать визитной карточкой города. Проект в Волновахе отложен в связи с возобновившимися обстрелами. Аналогичная ситуация с Донецком, Ясиноватой, Северодонецком, Лисичанском.
— Возможно ли восстановление здания управления Донецкой железной дороги, сожжённого после обстрелов в ноябре?
— Однозначно, уже ведутся проектно-изыскательские работы. Хотя приоритет сейчас всё-таки за инфраструктурой: первым делом рельсы, кабинеты — потом. Отмечу, что первый прилёт в управление в ту ночь пришёлся в угол здания, а второй в диспетчерский центр, где дежурили 25 человек — опытнейших, ценных сотрудников. Первый, к счастью, предупредил их, они успели спуститься в подвал и потом эвакуироваться, иначе могли бы оказаться заблокированными. Здание, к слову, будет восстановлено ещё и потому, что именно здесь, в Донецке, разместится центр новой объединённой железной дороги.
— Какие ключевые задачи ставите перед дорогой на ближнюю и дальнюю перспективу?
— Объединение. Восстановление. Модернизация.