— Там большая армянская диаспора, которая нам очень помогала, — рассказывает Александр Котт, который снимал в Крыму «Спитак» о землетрясении в Армении. — И многие из этих людей оказались в Крыму после событий в Спитаке, многие помнят, что произошло. И мы нашли заброшенный и полуразрушенный городок, который подошёл нам для съёмок. Но в Крыму мы снимали только одну часть, многое снимали в Армении.
Во время пандемии, как только был снят карантин, в Крым ринулись съёмочные группы. Одних только фильмов про Сирию здесь было снято три. Здесь же прошли съёмки самых зрелищных сцен новых «Гардемаринов», сюда приехала группа романтической комедии «Флэшмоб» искать натуру и настроение, важные для жанра. Крым успел «сыграть» Нагорный Карабах и Ливию. И, конечно, Россию.
Крым, где снято множество классических советских фильмов, готов был стать одним из центров притяжения кинематографического мира. В 30-е годы прошлого столетия даже был проект постройки совместно с американцами кинофабрики по принципу Голливуда, потому что Крым для этого идеально подходил. Время от времени к этой идее возвращались, потому что кинематографисты всё равно продолжали ездить в Крым и снимать кино. Вероятно, однажды проект грандиозной киностудии на полуострове будет воплощён в жизнь.
«Человек-амфибия», «Пираты ХХ века», «Человек с бульвара Капуцинов», «Алые паруса», «Три плюс два», «Асса», «Девятая рота», «Коктебель», «Десять негритят», «Приключения Буратино», комедии Гайдая — несмотря на то как много шедевров было снято в Крыму, истинное кинематографическое будущее полуострова ещё впереди. И он действительно заслуживает того, чтобы чаще оказываться на экране.