Тяготение истории — Голос Новороссии
img img img


Тяготение истории

Политолог Тамара Гузенкова — специально для газеты «Голос Новороссии»

Прошёл год с момента признания независимости ДНР и ЛНР и практически полгода с момента их вхождения в состав России (наряду с Запорожской и Херсонской областями). Вместе с решением первоочередных задач, касающихся безопасности жизни людей и восстановления инфраструктуры, есть и ещё один фундаментальный вопрос. Речь идёт о поддержке культурного потенциала и культурного наследия Донбасса и Новороссии.

 

В российских официальных документах об этих территориях говорят как о «новых регионах». Однако очевидно, что новыми их можно назвать скорее политически, ведь с историко-цивилизационной точки зрения это ментально и ценностно единый российский культурный ареал, и ретроспективный анализ этой проблемы лишь подтверждает данный тезис.

 

Культурное наследие Донбасса в значительной степени воплощает в себе Русский мир — общую религию, культуру, язык, идентичность. Именно в этом ареале Приазовья, присоединённом к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века и ставшем впоследствии её мощным промышленным районом, наиболее заметно проявилось тяготение к России. 

 

Начало мощной индустриализации Донбасса относится к середине XIX века, когда начались активная разведка запасов угля и его добыча. Первый чугуноплавильный завод вступил в строй в 1861 году в Луганске. Это положило начало развитию тяжёлой промышленности Донбасса и способствовало формированию донецкой научно-технической интеллигенции и местной промышленно-городской субкультуры. В 1882 году завершилось строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. К началу ХХ века в регионе действовало более 300 предприятий, производилась треть от общего количества металла в России.

 

Важной составляющей самоидентификации стало осознание выдающейся роли региона в промышленном развитии Российской империи, а позже и СССР. До сих пор в очень заметной мере сохраняется коллективная память об участии населения в знаковых событиях советского периода — революции, индустриализации, послевоенном восстановлении. Культовой в Донбассе продолжает оставаться память о Великой Отечественной войне, воплощённая в многочисленных памятниках и мемориалах. 

 

Для Донбасса война, развязанная против него киевским режимом, открыла новый период в культуре исторической памяти. Появление ДНР и ЛНР стало выражением континуитета героического прошлого и настоящего. 

 

В противостоянии Киева и Донецкой и Луганской республик историко-культурное наследие выступало важным ресурсом в попытках конструирования не только региональной, но и цивилизационной идентичности. В ДНР и ЛНР идёт активный процесс создания официальной истории в противовес долгое время навязываемому региону украинскому национализму бандеровского толка. Основы современной донбасской культуры памяти имеют научное обоснование и базируются на идее связи данной территории со славяно-русским этногенезом в раннем Средневековье. Кроме того, регион был вовлечён в оборонительную стратегию Российского государства на южных рубежах, а также играл выдающуюся роль в развитии Российской империи и Советского Союза в новейшее время. 

 

Закрепление за Россией всей территории Северного Причерноморья и Приазовья в XVIII веке трактуется в Донбассе как обретение Родины. А события 2014 года — как возвращение к ней. И сейчас пришло время укреплять и поддерживать нашу общую историческую память.

 

Тамара Гузенкова, политолог

1482319338_0_60_5183_3001_600x0_80_0_0_72252c5fe4ec609476cdd8525a9a7a55
Тамара Гузенкова, политолог