«Главное, чтобы настал долгожданный мир» — Голос Новороссии
img img img


«Главное, чтобы настал долгожданный мир»

Актриса МДТ имени Бровуна Елена Чиканчи — о репетициях под обстрелами и шарфиках для бойцов Донбасса

В творческом активе ведущего мастера сцены Елены Чиканчи около трёх десятков ролей, в том числе в постановках по Чехову, Бунину, Мольеру и Шварцу. А всероссийскую известность ей принесла роль Кончиты в «Юноне и Авось» Алексея Рыбникова: театралы высоко оценили мастерство актрисы во время большого гастрольного тура Донецкого музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна по городам страны.

 

«Голосу Новороссии» Елена Чиканчи рассказала о новом спектакле «Князь Андрей», семейных путешествиях и своих надеждах.

Елена Чиканчи

— Мэтр отечественной музыки Алексей Рыбников вновь сотрудничает с МДТ им. М.М. Бровуна. Театр получил грант на постановку его оперы-драмы «Князь Андрей» по мотивам романа «Война и мир». Чем важен этот спектакль для вас, для театра? 

— Для нас это очередная радость и гордость. Даже если я не получу роль в этом спектакле, то с удовольствием сыграю в массовке или просто порадуюсь за наш коллектив как зритель. 

Мы, актёры, пока не знаем, какой будет постановка, кто будет ставить и играть, но то, что этот спектакль большой подарок нам, нашему зрителю, для всех очевидно.

— В спектакле «Юнона и Авось» вы сыграли роль Кончиты. Как вам работалось?  Изменилась ли со временем ваша трактовка образа? 

— Когда мы узнали, что театр получил разрешение на постановку «Юноны и Авось», была и гордость, и радость, и в то же время волнение, как всё пройдёт. Начали работать, режиссёр дал определённые задачи. Отдельно репетировали музыкальный материал. Отдельно — танцевальные номера. С установкой декораций начали всё соединять в целостную идею-концепцию. 

Сложность была в том, что картины меняются одна за другой. Отыграл одну, быстро выбегаешь, переодеваешься — и входишь в другую картину. При этом нужно ещё петь, танцевать, разговаривать и быть в образе. 

Что касается роли Кончиты, она оказалась мне близка, я сразу её прочувствовала. Сегодня, мне кажется, моя героиня стала глубже, как будто прожила со мной это непростое время.


— Почему, на ваш взгляд, «Юнона и Авось» живёт так долго и в чём сила этого произведения? 

— В нём затрагиваются абсолютно все важные для человека темы. Любовь, верность, патриотизм. Плюс там потрясающая музыка. Мне кажется, Алексей Рыбников, как и все гениальные люди, заглянул в будущее. Сегодня «Юнона…», я считаю, даже более актуальна, чем во время создания.

DSC_2089

— Вы участвовали в большом гастрольном туре с этим спектаклем. Что особенно запомнилось из встреч со зрителями? 

— Всё запомнилось. Помню каждый город, настолько трогательно, с таким вниманием и уважением нас встречали. Во всех залах был аншлаг, на поклонах зрители приветствовали нас стоя. Аплодировали и плакали вместе с нами. 

Было единение. Были очень тёплые отзывы. Говорили — спасибо огромное за вашу трактовку, за тепло и искренность. Это, конечно, дорогого стоит. С радостью при возможности поехала бы ещё.


— В тур вы ездили вместе со своими детьми. Так? Расскажите, пожалуйста, о них. Как они восприняли эту поездку?

— Действительно, я ездила с детками. У меня два мальчика — Егору четыре года и Ярославу восемь лет. Они выходят в финале спектакля в ролях ангелов и делают это с огромным удовольствием. Ребята долго готовились к поездке — о том, что мы едем вместе, я сказала им заранее. Не представляли себе, как это будет, но очень радовались.

Практически год они никуда не выходили. Старший учился онлайн, у младшего детский сад не работал. Сидели дома. А тут такая возможность на автобусе в дальнее путешествие отправиться, по паркам пройтись, на метро в Москве прокатиться. 

В каждом городе мы находили возможность погулять, посмотреть что-то интересное. И они с таким восторгом всё принимали, что просто счастьем было на них смотреть.


— В Сети есть видео, где вы рассказываете о мастер-классе с руководителями детских театров. Много ли таких театров и как им удаётся работать? 

— Мы с моим коллегой Виталием Юсуповым проводили мастер-классы для руководителей детских театральных кружков и театров-студий. Это было в Енакиево. Кроме местных педагогов в мастер-классах участвовали их коллеги из Донецка и Макеевки. Сложность была в том, что фактически за три дня нужно было познакомить их с учебной программой, по которой обычно обучаются четыре года. 

Ещё одна проблема — организация обучения. В Енакиево, где обстановка более или менее спокойная и дети ходят в школу, можно преподавать, что называется, вживую. Макеевку, Донецк и Горловку обстреливают, там дети учатся дистанционно. А как можно обучить театральному искусству онлайн? 

Остаётся верить в будущее. Когда настанет мир, педагоги наконец встретятся с детьми, будут с ними очные мастер-классы проводить и спектакли ставить. А мы, со своей стороны, пообещали наведываться, отсматривать постановки, помогать, консультировать. 

IMG_4447

— Что изменилось в вашей жизни с февраля прошлого года? 

— Всё изменилось — и кардинально. Не работают школы, детские сады, театры. Многие эвакуировались. Те, кто остался, запаслись продуктами, оборудовали подвалы: понимали, что нас будут серьёзно обстреливать. 

Сейчас в городе не осталось безопасных районов. Даже в места, которые ранее считались спокойными, долетают снаряды, там гибнут люди. Всё это очень больно.


— Что значит для вас воссоединение Донбасса и России? Какие надежды вы связываете с этим событием?

— Мы очень его ждали и в конце концов, слава Богу, дождались. А надежда у нас сейчас, главная и единственная, на то, что наступит наконец мир. Прекратятся обстрелы, наши дети, как и все дети России, будут ходить в школу, радоваться, общаться со сверстниками. Такие надежды у нас. Мы ждём мира.


— В Сети были опубликованы фото, где вы вяжете тёплые вещи для бойцов. Что это была за акция и почему вы в ней участвовали?

— Акция называется «Тёплая забота». Участвовали в ней те, кто любит и умеет вязать. Кто носки, как я, вязал, кто шарфики. В общем, кто что умел. Все изделия передали ребятам. На передовой сейчас очень много наших сотрудников. Нам хотелось показать, что они остаются вместе с нами, а мы вместе с ними: мы здесь, мы не уехали, ждём их возвращения, ждём их с победой.


— Когда театр закрыт и идут обстрелы, как удаётся репетировать?

— Театр закрыт для зрителя. Но он не закрыт для нас, и мы продолжаем репетировать. Актёр, который не играет, не выходит к зрителю, теряет форму. Репетициями можно её поддержать. Каждый день мы едем на работу, не зная, прилетит ли по нашему маршруту, прилетит ли куда-то в городе. Тем не менее спектакли репетируются, вводы идут, на фестивали мы ездим. Словом, готовимся к встрече с нашей публикой. Очень по ней скучаем.


— Когда настанет мир, какой спектакль вы бы хотели сыграть первым?

— Сыграю любой спектакль и любую роль, которую назначит руководство. Главное, чтобы он настал, этот наш долгожданный мир. Чтобы нам наконец удалось увидеться с нашим зрителем, обрадоваться мирному небу. Увидеть театр таким, каким он должен быть.


Светлана Наборщикова