Как будут учиться дети Новороссии? — Голос Новороссии
img img img


Как будут учиться дети Новороссии?

Главный редактор Юлия Шамаль

Получила запрос от Тамары Ивановны, мамы старшеклассников из Мелитополя: «Мы готовились к тому, что вместо украинских экзаменов ЗНО и ДПА теперь наши дети будут сдавать российские ЕГЭ и ОГЭ. Но узнали, что Россия с прошлого года не участвует в Болонской системе образования. Как теперь будут учиться наши дети? Значит ли это, что отменят ЕГЭ и мы вернёмся к советской системе образования? Как это всё будет выглядеть?»

1125059311_17_0_1504_837_600x0_80_0_0_0562179f80114769ebb30725b923fa4e
Юлия Шамаль, главный редактор "Голоса Новороссии"

Новороссия возвращается в состав России в эпоху перемен — в образовании в том числе. РФ ждёт реформа высшего образования, о которой говорил президент в послании Федеральному собранию. А Новороссию — интеграция в российские образовательные реалии. Давайте разберёмся в контексте, в котором Минпросвещения и Минобрнауки предстоит принимать решения: как и чему учить детей и юношество ближайшие десятки лет.

 

В 2003 году Россия присоединилась к общеевропейской Болонской системе образования, а в апреле прошлого года Болонская группа исключила РФ по политическим мотивам. В мае министр образования Валерий Фальков объявил о выходе страны из Болонской системы. У кого-то новость вызвала восторг (появился шанс, что отменят малоэффективный, по мнению многих, ЕГЭ), у кого-то панику («а как же дипломы, позволяющие поступать в вузы Европы?»). Истина, как водится, где-то посередине.


Во-первых, надо понимать, что быстрых перемен в такой чувствительной сфере, как образование, не будет. Учебные планы, программы бакалавриатов и магистратур невозможно поменять в краткосрочной перспективе, необходимо проделать огромную работу.


Во-вторых, ЕГЭ, строго говоря, с Болонской системой не связан. Оставлять ЕГЭ или нет — вопрос, который должны решать лучшие эксперты страны, чиновники, экономисты и, как ни странно, философы. ЕГЭ критикуют за прикладную направленность и штамповку узкомыслящих специалистов. Нам точно нужны сплошь прикладники? Или мы претендуем на систему образования, двигающую вперёд фундаментальную науку? Мы хотим бороздить космические просторы или рассадим молодёжь по офисам менеджерами? Если мы про космос — ЕГЭ надо как минимум видоизменять.


В-третьих, по Болонской системе я бы не тосковала. Лучшее, что в ней было, — декларация стандартизации и доступности европейского образования. Вы много знаете людей, кто бесплатно поступил в европейский вуз? Почему вузы — участники Болонской группы отказываются признавать российские, украинские, белорусские дипломы? Из-за этого у Болонской системы много критиков и в ЕС: обещание доступности образования не работает.


Нам пора перестроиться, осознать, что мир стал многополярным, формула «лучшее только на Западе» не работает, а в рейтингах программистов мира давно лидируют не США, а Россия и Китай. Рейтинги математиков возглавляют Сингапур и Гонконг. России предстоит строить новую систему образования с учётом лучшего, что было в советском и российском опыте, интегрироваться с лучшими университетами Пекина, Шанхая, Сингапура, Гонконга, Индии, Индонезии, Южной Кореи.

 

Это долгий и непростой путь, и контуры его сейчас до конца неясны. Очевидно одно: нашим детям предстоит жить и учиться в совершенно новом мире.